Винницкий экстрим-марафон, или 252 км за 45 часов

Старт
Старт был слишком комфортным. Светило солнышко и участники, оставив своих боевых коней в карьере у Сабарова и доверив судьям свои самые разнообразные плавсредства, неспешно направлялись в сторону комфортабельного Икаруса. И вот автобус набит почти до отказа радостными участниками – поехали. Покачиваясь в креслах и толпясь в проходе, достали карты и начали наблюдать. Куда везут-то? За участниками так же пристально наблюдали организаторы, точнее за изменением наших выражений лиц, когда большинство участников поняли, что они уже выехали из карты. Такого не ожидал никто- отличная находка.
Остановились. Вышли из автобуса на неизвестной лесной полянке. Выдали легенды. Поздравили с началом гонки... и тут все побежали, не то чтобы очень быстро, через лес, напролом, 4,8 км строго на юг. Понятие о юге у всех было своё, оглянувшись увидела широкий спектр команд пересекающих болото, некоторые уже начали печалиться, что же они такое набрали на гонку – выбросить все сейчас или авось сгодится. Другие стартанули с такой скоростью, что вместо 5 км намотали 11, пришли на первое КП двадцать третьими, но это только придало им сил - Фарм-Экстрим, бывшие Казаки. И они побежали дальше. Я же знала, что гонка только начинается, а пока есть силы – просто радовалась цветам в весеннем лесу, солнышку, бегущим рядом соперникам, вспоминала прошлогодний холодный апрель. Понимая что впереди примерно 50 км треккинга и длинная длинная ночь.

Первый пешеходный этап
Уже никто не бежал – длинная вереница команд растянулась строго по азимуту 116 уходя в село в поисках доминирующего по высоте элеватора. Где этот элеватор не знал никто, даже местные, благо не все – это придавало нам силы. Еще больше нам понравился техэтап (когда высотникам предлагают дюльфернуть в окно элеватора, они очень радуются, что это можно сделать без привычного ведра с раствором или мастикой) сразу догоняем и обгоняем несколько команд... И опять треккинг, длинная длинная просека в цветущем весеннем лесу, заходящее солнышко, рядом 5 мужчин (от команды Третье Дыхание так просто не уйдешь) а ты как безумец несешься вперед с компасом и картой... Проходим через полянку, заросшую черемшой, пъянящий чесночный запах – всем мужчинам остро захотелось борща. Игорь по телефону поздравляет отца с Днем рождения – у него юбилей... Это жизнь. А мы куда-то бежим – первый этап экстремальной гонки.
Вечерело. На горизонте показалась деревня. Через деревни у нас принято ходить извиняясь, но строго по азимуту, стараясь не завязнуть в длинных разговорах на тему: А що ви тут робите, хлопци? (та в них ще й дивчата е...)
Судьям на КП рады как хорошим друзьям. По перилам над речкой – да пожалуйста! Куда дальше? Прямо на мост у Сабарова: ого, по птичке примерно 15 км. Выбираем более короткий, но сложный путь под ЛЭП. Вы когда-нибудь ходили ночью прямо под ЛЭП? Так км 15-20 прогуляйтесь и вы поймете, почему мы так радовались непаханным полям и не слишком болотистой местности. Часов в 12 попали к точке со скромной надписью отст. Размеры свалки поражали, горящие и дымящие костры... пытались двигаться в нужном направлении, проваливаясь в !!! Еще долго меня преследовал запах прогорклого творога и горы заплесневевшей посуды от «Коровки» - ночью нужно ходить по дорогам. А еще, люди, любите природу, весь ужас понимаешь, очутившись ночью на свалке.

1 велоэтап
Мужики радовались велосипедам, как маленькие дети – наконец они сбросят давящую, жмущую обувь и переобуются в велотуфли. Они так радовались, что их даже ничуть не озадачило задание – поднять вверх по стенке карьера велосипеды.
Вникнув в задание, осмотревшись хорошенько, мы начали вслушиваться в страшный скрежет – любимыми велосипедами да так, по камню! Вниз летели ругательства, щитки, велофары...
Относясь к великам бережно, Леша и Игорь не жалели себя – упирались как могли. Поднимали велики за спиной, чтобы не дай бог какая-нибудь запчасть не улетела – фары и мигалки мы сняли заблаговременно. Я поднялась налегке. И покатили – нет ничего лучшего, чем мчаться на велосипедах по хорошей грунтовке, особенно после треккинга. Ушли с карьера в 8, по уже в ближайшем селе встречаем команду ушедшую пятой, это «Любители». Так мы и гоняли целую ночь. Мы уходим с КП, «Любители» тут как тут.
Перегоны были достаточно длинные – асфальт сменялся грунтовкой, грунт – лесными дорожками. Но четко поняли, что ночью пусть длиннее, но по асфальту.
Где-то в районе семи утра начало просто валить, прямо с велосипеда. Спать хотелось прямо на ходу, особенно на асфальте. Мужики это почувствовали, упали прямо на обочине и сразу отключились – главное вовремя остановиться. Я же не могла спать из-за боли- она медленно, но уверенно накатывала, сжимая колени. Я знала об этой старой травме, просто терплю и еду, медленно-медленно.
Мужики проснулись, догнали, сделали удочку, и Лешка потащил меня на прицепе. Сложное чувство – обиды, боли, слабости – замешанное на жутком желании поспать. Но еще рано пить пиво!
Несколько раз ловлю себя на том, что просто засыпаю даже на поводке. Но вот и мост с КП. Дюльфернув с моста с велосипедом, глотнув чая (спасибо судьям) – а главное замотав колени эластичным бинтом, едем на КП скалы у реки. Как вовремя я замотала колени, по таким сложным тропинкам, не то что на поводке, вовсе лучше двигаться пешком. Премудрости дорожек оконачательно нас разбудили, мы просто ловили кайф от сложного педалирования. Именно на этом перегоне мы обогнали две команды и достаточно бодренькими приехали на сплав.

Сплав
И тут пошел дождик. Мелкий, противный дождик, который похоже будет идти не один час. В прошлом году у нас тоже на сплаве начался дождик, и мы два раза плавали в реке. В этот раз мы взяли гидрашки и байдарку Таймень, но переворачиваться в реке не хотелось ни разу. Тактика прохождения сплава оказалась выигрышной – эта удивительная идея проходить все пороги на разгруженной байдарке в одиночку – стара как мир, и в то же время отлично сработала. Леша Чистяков лихо проскакивал все пороги, пока мы с Игорем и двумя рюкзаками ценных вещей обходили их по берегу. Мы так привыкли что Леша все проходит, что когда в Киевском пороге байда критически наклонилась, я сказала Ой! а Игорь !!! но спасла Лешкина отличная координация. Он успел выровнять лодку, пока ее не прижало к камням.
Когда мы достали «Команду Экс» мы просто радовались, но когда догнали «Элан» идущих на катамаране, мы поняли, что наша тактика выигрышная. Около 19-00 увидели Фарм-Экстрим-Казаков, стоящих в пороге, по колено в воде, прямо в лодке. Чувствовалось, что они так проходили почти все пороги, уставшие, увидев нас дружно заработали веслами. И все же на остров к судьям мы пришли первыми, чем немало удивили себя, судей и болельщиков.
Переправив байдарку по навесной переправе с острова к судьям мы легли «спать» - т.е. наступило время обязательной 4 часовой отсидки. В это время мы разобрали байду, угостились судейским борщом и реально легли спать – попросив судей разбудить нас за 15 минут до старта в 23-05.
Проснувшись в 23-00 с трудом понимая, где я и куда это нам нужно бежать, я оказывается активно расталкивала Лешку, который говорит что ничего не помнит, как переправились по качающимся петлям на ту сторону реки...

2 этап треккинга и велоэтап
Казаки нас обогнали бегом на жутко раскисшей грунтовой дороге. Спасибо им за гонку на последних 25 км, это была достойная борьба. Нам не хватило каких-нибудь 100 км и десяти технических этапов чтобы окончательно их заморить, а так – Фарм-Экстрим первые, мы вторые.
Я помню, как лежала на зеленой травке под мелко моросящим дождиком. Нам было все равно. Нам было хорошо. Мы финишировали.
Спасибо организаторам за гонку, соперникам за справедливую борьбу, а моим мужикам Леше и Игорю за то что взяли меня с собой.
Особенная благодарность Драченко Виктории и Петру за тепло и уют, большую доброту и гостеприимность.

Елена Терновская
Команда Универ-КЛАС Харьков.

sdobrovolsky.narod.ru © 2004
Использованы фотографии команды с сайта http://www.vtss.vinnitsa.com. Там же полная фотогалерея соревнований.