ПОД ЗНОЙНЫМ СЕВЕРНЫМ СОЛНЦЕМ...

(или исполняя причуды дурной головы, что покоя ногам не дает)

Предисловие.

В этом отчете вы не найдете точного описания маршрута, его хронометрии и лоции. Здесь только впечатления и эмоции.

Прошлогодние кавказские приключения несколько утомили наши не слишком готовые (если сказать скромно)  к подобным испытаниям организмы. Тут я сделаю оговорку, особо нежные организмы только у меня и Наташи, к остальным – Зайцу и Полторацкой Ане это не относитсяJJ. И, даже несмотря на исключительные красоты, удивительную по своей чистоте и вкусовым качествам воду и горный воздух, перспектива пережить что-то подобное… не-е-е-ет уж, увольтеJJJ, может быть потом…  как-нибудь…

Конечно, проблема выбора существовала некоторое время, но … уж очень привлекательной выглядела идея провести его (отпуск) на воде. Так что очень быстро решилось, что в наш очередной отпуск дорога наша будет лежать на север, в Карелию.

Просторы и-нета бороздились в поисках информации о предполагаемом маршруте: Сямозеро – Сяпся – Вагатозеро – Шуя, изучались все более-менее приличные источники. Из нескольких отчетов складывали один, но максимально включающий информацию о предстоящих порогах, стоянках, дороге и местных достопримечательностях. Консультировались в Российском Консульстве по вопросу правового пребывания на просторах этой страны – регистрация и все такое. Состоялось знакомство с семьей, которая изъявила желание разбавить нашу теплую компанию. Забегая вперед, без ложной скромности скажу, что они остались несказанно довольны не только самим походом, но и самой компаниейJ. За неделю до отъезда оказывается, что все организации по пошиву спецснаряжения, в которые мы обращались, отказали нам в пошиве фартуков. Так что пара бессонных ночей, связанных с самостоятельным пошивом этого немаловажного предмета был обеспечен. Но, как и все на свете, приготовления наши были закончены, билеты приобретены, продукты закуплены, а рюкзаки и байдарки упакованы.

И вот в воскресенье, 20 июля, поездом Симферополь – Мурманск наш отважный отряд отправился навстречу приключениям. А выглядел он так (по экипажам): Сергей Машкин (он же Птица) и уже далеко не безызвестная Аня Полторацкая (желтая байда лидеровJ - дека их байдарки красивого ярко желтого цвета), Андрей Фролов (он же Заяц) и Наташа Хмель, Костик Машталер (он же Кот) и я, автор этих строк, а также семья Женя и Оля с отроком 15 лет по имени Валентин. Все на байдах «Таймень».

Спустя 36 часов изнурительного пути (практически всеми проведенного в анабиотическом сне), в понедельник, 21 июля,  мы прибыли в Петрозаводск. Попытка узаконить наше пребывание осталась безуспешной и мы, ангажировав за вполне приемлемую сумму «Газель», отправились к началу нашего маршрута. За время пути (а это порядка 90 км) познакомились с нашим водителем Андреем и договорились, что он заберет нас в конце маршрута. Слава мобильной связи и роумингу!!! Не устаю петь дифирамбы! Понять не могу, и как это люди обходись до сих пор без этого достижения цивилизацииJJ. Час спустя мы прибыли на побережье Сямозера. О красоте этого огроменного озера (кажется, третье по величине в Карелии) рассказывать бесполезно, это надо видеть! Погода стояла прелесть просто! Солнышко, легкий бриз с озера, вода теплоты неимоверной, что несказанно удивило. Карелия ведь далеко не на юге. Должна заметить, несмотря на довольно позднее время, отдыхающих на берегу было довольно много. Ночи-то белые! На часах начало двенадцатого, а солнце еще стоит над горизонтом и темнеть начинает заметно лишь спустя полчасика. Собрали наши плавсредства и отбыли для ночевки на ближайший остров.

Вторник, 22 июля. Утро встретило нас плотным туманом, низко мчащимися тучами и срывающимся дождем. Пока приготовили завтрак,  собирались, поднявшийся ветер разогнал тучи, и опять показалось солнышко. Мы отправились в ближайший поселок (Эссойлу), чтоб зарегистрироваться или как-то задокументировать пребывание в Карелии.  Пока некоторая часть нашего отряда занималась документами и набегом на местный магазин (на предмет пива, чего же ещеJ), я с Наташей прогулялись по поселку в поисках источника питьевой воды. Поражал быт практически не тронутый прогрессом. Деревянный дом, колодец-журавль (самый что ни наесть настоящий и действующий), бабушка, вяжущая березовые веники, резвящиеся в воде дети. И таким вековым спокойствием и величием от всего веет, что очень быстро осознаешь, что куда бы не зашел весь научно-технический прогресс, здесь также будут вязать веники, ловить рыбу и собирать грибы. И это не несовершенство экономической системы и не трудности отдаленных районов, нет. Это корни, традиции, вековой опыт и жизнь в гармонии с природой.

При выходе из залива в озеро, один из местных мужчин предупредил нас, чтобы были осторожны, скоро на озере поднимется волна, и что Сямозеро довольно опасное. И правда, только вышли на более-менее свободную воду, как поднялось волнение. Все объезживали свои лодки, приноравливались к ним. Причаливали к красивейшему пляжу, как оказалось, известному тем, что здесь снимали фильм «А зори здесь тихие». Просто диву давались, с какой скоростью здесь менялась погода. И вот уже опять небо затянуло тучами, ветер, срывающийся дождь и темная, кажущаяся такой враждебной, вода на озере. И как-то само собой получилось, что мы вернулись к месту предыдущей ночевки, т.к. из-за поднявшейся волны не было никакой возможности грести по намеченному маршруту. И что бы как-то подбодрить себя и отвлечь от подкатывающего страха, когда набегающая волна окатывала меня практически по самую макушку, мы с Костиком запели «Наш корабль давно уже на рейде». Это срывающееся на крик пение (чтоб перекричать шум волн и ветра) здорово придавало нам сил.

Вот только «желтая байда лидеров», которая рванула довольно резво, прогребла довольно далеко и причалила к следующему острову. Они вернулись немного времени спустя, когда непогода угомонилась, а мы уже приготовили ужин, горячее молоко и чай. А вечером я отправилась собирать чернику. Одиннадцать часов вечера, солнце еще довольно высоко, никаких препятствий для этого занятия. Сбор и поедание черники в жутких количествах – один из основных пунктов моей культурной программы в Карелии. Просто эта ягода очень хорошо действует на состояние глаз. И я честно мордовалась, собирая ягоды, по часу на полулитровую пластиковую бутылочку.  Если честно признаться, то часть ягод, которая съедалась в сыром «не обработанном» виде была незначительна. В основном ягоды перетирались с небольшим количеством сахара и заливалась водкой (в некоторых случаях и спиртом). Такой коктейль (особенно если выдержать его ночь, больше все равно не получалосьJJJ) был потрясающе вкусным. Просто витаминный удар по организмуJJJ!

Среда, 23 июля.  Новый день, который так же начался в тучах и легким дождиком, быстро изменил свое настроение. И свой дальнейший путь мы продолжили уже с солнышком. Идя по озеру, встречали потрясающей красоты острова. Словно с картинки, настолько было трудно поверить в их реальность.

Когда времечко перевалило за полдень, мы, наконец, отыскали вход в Сяпсю. Само по себе довольно красивое место: небольшой заливчик, очень мелкий, плавно переходит в реку. Не сильно широкую, спокойную и не глубокую. С удивительно чистой водой, можно даже наблюдать за рыбами, свесившись из лодки. Совершенно новые впечатления: на озере окружающий пейзаж меняют только встречающиеся острова, а на реке картинка меняется мгновенно. Начало этой реки проходит через деревню. Каждый двор имеет маленький причальчик или удобный спуск к воде, на котором, кто стирает, кто моет посуду, а кто просто рыбачит. Жизнь таких деревень неразрывно связана с рекой и озером. И что еще сильно поражает, так это огромное количество детей. Возможно, не только местные, но и отправленные родителями на лето к бабушкам-дедушкам. Этот факт говорит, что жизнь потихоньку налаживается, демографический прирост – признак налаживающейся экономической системы.

За деревней нас ждали первые перекаты, первые впечатления. Должна сказать, что впечатления, были очень яркие и не могу сказать, что очень приятные.  На первом же более-менее приличном порожке мы сели на полузатопленное бревно,  нас развернуло килем вперед. Я уже морально была готова к тому, что будут нас сейчас отлавливать где-то чуть ниже по течению. Но ценой каких-то неимоверных усилий мы сумели с Костиком сняться с бревна и благополучно вышли на гладкий участок реки. Отхлебывая приготовленный с вечера коктейль из черники с водкой, потихоньку пришла в себя. Это называлось «принять наркоз». Очень вкусно!

По правому берегу вскоре появились замечательные стоянки, но, к нашему великому сожалению, все были заняты. Пришлось довольно приличное время петлять по руслу в поисках подходящего места. Река на этом отрезке течет в болотистых берегах довольно медленно и выкладывает такие петли, что практически не продвигаешься вперед.

Наконец все как-то определились, да и уже далеко не рано (времечко к одиннадцати приближалось). Стали на очень красивом лугу с очень высокой травой. Быстренько поставили палатки и принялись за приготовление ужина, который получился просто праздничным: плов, манная каша с черничным вареньем приготовления Оли и компота из свежих фруктов и чая!!! Все это время все боролись с неимоверным количеством слепней днем и комаров вечером. Даже не смотря на маленький дождик, который настойчиво моросил. Нужно отдать должное продукции марки «OFF» - действенная штука.

По случаю не прекращающегося дождика был устроен ритуал разгона туч. Штука действенная и проверенная многими годами использования. Забегая вперед могу сказать, что загнали мы их (тучи) далеко. Больше дождя не было до последнего дня поездки, но об этом рассказ еще впереди.

Когда совсем стемнело, на лугу поднялся неимоверно красивый туман и народ под предводительством Костика ломанулся резвиться в росе и тумане. Зрелище не для слабонервных: в тумане, по шею в росяной траве носится, кувыркается, ходит на руках стадо, и при этом аж повизгивает от удовольствия. Угомонились все уже далеко за полночь.

Четверг, 24 июля.  Так как наш поход не предполагал никаких спортивных подвигов, то утро у нас начиналось где-то ближе к 11 утра. А выходили мы, соответственно, уже после 13:00. Вот в таком  не напрягающем темпе вышли и сегодня. Утро было унылое, туманно-дождливое – это были остатки еще вчерашних туч.

Река течет в лесистых берегах, довольно спокойное течение. Пороги и перекаты появляются внезапно: тихо-тихо и вдруг – порог.  Отбивались от комаров и слепней атакующих беспрестанно.

Через некоторое время мы приблизились к месту под названием «Манин мост» - очень красивое место, да  и порог тоже ничего себе. В данной ситуации осмотр необходим и, выйдя на берег, сразу же видна тропа обноса. Но мы не ищем простых путей!  При осмотре выбрали оптимальный путь движения: входить в порог придерживаясь левого берега, чтобы попасть в единственный проходимый промежуток между опорами моста. Кстати сказать, от самого моста осталось только название, он настолько разрушен, что все время опасалась, не рухнет ли очередное бревнышко. Даже с высоты приобретенного опыта в этой поездке должна сказать, что это препятствие требует внимания, слаженной работы гребцов и быстрой оценки ситуации. Но, несмотря на некоторую сложность для начинающих байдарастов, этот порог мне запомнился тем, что все прошли без приключений и чем остались несказанно довольны.  Это место еще памятно тем, что на месте просмотра стоял автобус МЧС, в котором находились люди явно навеселе. По видимому, это автобус, который доставляет народ, решившийся на активный отдых на рафтах к началу их путешествия.  Сразу же вспомнился анекдот о поездке на рыбалку: «Удочки не брать! И из автобуса не выходить!». Ух, и повеселилась же я!

Долго искали место ночевки. Уж очень хотелось баньку сделать, но, увы, ничего подходящего. А стали на стоянке, где нет хорошего спуска к воде – очень высокий берег, а о количестве комаров я просто промолчу. Зато здесь у нас был первый замечательный улов: парочка очень приличных по размеру лещей.

Утром все в палатках наблюдали практически одинаковую картину – тент изнутри был полностью черным от комаров, и жужжание такое, что кажется, палатку сейчас поднимут в воздух.

Пятница, 25 июля.

На отрезке перед Вагатозером Сяпся стала значительно глубже и спокойнее, заметно выровнялась. Теперь уже не приходилось наворачивать тридцать три петли для того, чтоб пройти километр. Неспешное грёбание сменялось купанием, т.к. солнышко припекало изрядно, а вода манила освежающей прохладой. Двигались в темпе: час гребем, полчаса купаемся.

В таком вот неспешном темпе мы вышли на Вагатозеро. Мелкое, вряд ли больше двух метров глубины, довольно хорошо просматривающееся дно. И поэтому очень теплая вода. Сразу же при выходе в озеро присмотрели место для обеда. Быстренько был приготовлен вчерашний улов. Сказать, что уха удалась на славу – это просто скромно промолчать. К слову сказать, этот поход был в отношении питания просто гурманским каким-то. Готовили в основном только все свежее – грибы, рыба, концентратов потребляли очень ограниченное количество. Домой вернулось неприличное количество продуктов, даже сало и водка!!! Но это вполне объяснимо нетипичной жарой, было бы холодно, то и водка, и сало были бы в фаворе.

После обеда сразу же стали искать стоянку и непременно с баней. На долго это дело не затянулось, и уже минут через 20 мы выгружались на мысике по левому берегу, пройдя через широкое заграждение из тростника. Наверное, это самая потрясающая по красоте стоянка: огромный пляж с крупным чистым песком, солнце, вода и лес с черникой, самой спелой за весь поход. Перспектива бани была отмечена коктейлем с ананасовым соком и ананасом же в прикуску (консервированным)!

Пока мы ставили палатки и обживали место, мужская половина принялась за приготовление бани. В их споры мы, женская половина,  не вмешивались, главное – результат.

И вот после баньки с веничком и легкого ужина, с неимоверным чувством чистоты и легкости, все потихоньку расползлись по палаткам.

Суббота, 26 июля.

Наверное, как следствие того, что я окончательно прошла акклиматизацию, было то, что во мне проснулся жаворонок. Чтобы с пользой провести время, пока все спят, я отправилась собирать чернику. Хотелось по полной программе воспользоваться самым ягодным местом нашего похода. К моменту всеобщего подъема прошло не меньше 2-х часов, т.к. я успела собрать литр ягод. Которые были залиты водкой без сахара, и из которых уже дома была сделана наливка.

Сегодня нам предстояло выйти в Шую. Все описания советовали делать это с утра, т.к. очень скоро там встречалась очень неприятная большая по продолжительности (8 км) шивера. Но, вышли мы, как обычно, уже хорошо за полдень. На озере была такая себе волна, которая не позволяла расслабиться. Грести пришлось усиленно до того места, где озеро плавно переходит в Шую. Это место следует отметить особенно, т.к. ориентиров, указанных в описании, мы не встретили, как ни старались. Лишь валун, торчащий из воды и обгаженный чайками (поэтому белый), можно с о-о-чень большой натяжкой принять за белую скалу, указанную в описаниях как ориентир при входе в Шую.

Что можно сказать об этой реке? Сильная, величавая, мощная… какая-то сразу вызывающая уважение. Для нас, некоторых совсем зеленых, Сяпся была очень хорошей тренировочной рекой перед Шуей. И, как следовало ожидать, пороги на Шуе реке намного сложнее и красивее.

Сложность сказалась сразу же на байде семейства Жени, более тяжелой и инертной, чем наши двойки. Они довольно сильно протерли дно. Остановка на обед была занята не столько обедом, сколько хлопотами по проклейке лодки.

На шивере начался самый интересный отрезок нашего путешествия. В местах, где река позволяла собраться вместе, мы поинтересовались у Жени, как чувствует себя их подлатанная байда. На что он ответил, что уже довольно сносно. Он заткнул пробоину сапогом, а то просто ключом вода била. Удивление нам было трудно скрыть, ведь только что проклеили. Пришлось в очередной раз причаливать и «…начинается дело с начала…»JJJ. Действительно, напоролись они на камень конкретно, в прореху свободно проходила ладонь. И пока лодка клеилась, мы успели и пофоткаться на фоне реки в образе русалок, и незабудок насобирать и даже подремать в гамаке.

На ночь стали на высоком берегу у порога Хабановского. Замечательная стоянка с баней на самом пороге, увы, была занята. На ужин в качестве «вкусненького» выступали оливки, фаршированные огурчиками!!! Представили себе размерчик?!!!

На этой стоянке лес, как нигде, очень быстро переходил в тайгу. Самую настоящую. И здесь были самые крупные ягоды. И еще морошка встретилась, правда, в каком-то микроскопическом количестве.

Воскресение, 27 июля.

Сегодня нас ожидали два довольно сложных и, как потом оказалось, самых красивых порога на Шуе. Это Кутижменский и Юманишки (или Питкакоски). И первый, и второй довольно продолжительные – до 2-х километров, стремительные, с несколькими поворотами. Впечатления от них – самые яркие. Просто восторг.

Особо хочется отметить красоту реки и близлежащего пейзажа у деревни Киндасово. Просто картины рисуй – классическая Россия!

Ближе к вечеру вышли к Большому Толли. В глаза сразу же бросается огромное количество народу, которое стоит на этом пороге. Человек 200. Осматриваем порог, и решаем отложить его на завтра. Отмечаем, что некоторые совсем крейзи пороги проходят без каких-либо сплавсредств – самосплавом.

На ночлег становимся в некотором отдалении от порога – и людей меньше, и спокойнее.

С нами познакомилась очень приветливая и общительная компания москвичей. Честно сказать, мы несколько были сбиты с толку столь не характерным поведением этой категории людей.

Понедельник, 28 июля.

Утром, как только продрали глазки, решили все-таки попробовать прокатиться на предложенном москвичами катамаране. Не смотря на то, что это была двойка, нас взгромоздилось на него четверо.  Чингиз, так звали нашего нового знакомого, сплавил нас через порог пару раз, потом кильнул  (перевернул) в бочке. Для этого пришлось делать несколько заходов, потому, что поток такой силы, что даже не смотря на четверых человек, сильно сносит кат.  Для полной картины впечатлений Чингиз провел краткий курс самосплава и тут же запустил нас в воду.  Процесс самосплава напоминает водные горки. Вот только для надежности на тебе не только купальник, но и спасжилет, каска и обувь, чтоб было удобно выбираться по каменистому дну на берег. Д-а-а-а-а-а, а вот вчера кто-то говорил о крейзи, которые занимаются самосплавомJJJ. Сплавившись так несколько раз, благо порог совсем короткий, я ощутила легкое подташнивание – ха, укачало. И тут я вспомнила слова нашего водителя по пути на Самозеро: «Накатаются тут до рыгачки, а я их вывози потом».  КАК ОН БЫЛ ПРАВ!!!

После завтрака, который можно уже по времени назвать обедом,  приступили к тренировкам по килянию на байде. Чтоб не страшно на пороге было. И процесс этот некоторым очень понравилсяJ.

В этот день уехал Женя с семьей.

Вторник, 29 июля.

С утра пошли сплавляться. Пофоткались немного в самых разных позах.

Наши соседи уже собрались отъезжать, прощание и обмен координатами. И тут кто-то задумывается, что из-за нечетных чисел (31 / 1), до следующего поезда «Карелия – домой» три дня, а это нарушает временные ограничения Костика. Поэтому наш лагерь начинает с низкого старта собираться. Тут следует очередной реверанс сотовой связи: звоним нашему водителю и договариваемся о месте «сборки».

В процессе сборки вещей, мы замечаем, что вокруг нас начинают сгущаться тучи и с разных сторон погромыхивает гром. И вот уже на пути к месту, где нас ждет микроавтобус, на нас обрушиваются небеса. Именно так, потому что описать другими словами ливень, который обрушился на нас, просто нельзя. Вмиг все промокли до нитки. Это был последний привет Карелии нам, так, чтоб не расслаблялись и помнили, где находимсяJJJ.

Кое как переоделись и загрузились в автобус. Приезжаем в Петрозаводск – а том сухо и солнечно. Люди с удивлением наблюдали нас, которые мокрые, выходили из автобуса. А от вещей просто лужа целая натекла.

И тут же мы встретили наших знакомых москвичей, оказывается их поезд на пару часов раньше нашего.

Осталось только пройтись по городу, посмотреть местные достопримечательности и прикупить чего-нить вкусно-местно-алкогольного. В этом отношении очень привлекательным для меня оказался «Карельский бальзам» местного ликероводочного завода. Уже стало традицией из всех поездок привозить домой бальзамы.

Отдельного внимания достойна набережная Онежского озера – законченная к 300-летию основания Питера. Довольно продолжительная и красивая.

Времечко поджимало, и поэтому время прогулки было ограничено. Увы, нас ждали поезда. Костика и Зайца «Мурманск – Севастополь», они ехали домой. А нас: Наташу, меня и Птицу с Аней – «Петрозаводск – Санкт Петербург».

Наши приключения в это лето еще не были закончены, но это уже совсем другая история…

Ольга Войченко, лето 2003-го.